НРА Главная страница Реквизиты НРА
Главная страница
Все о НРА
Проекты НРА
Членство в НРА
Информационный бюллетень для членов НРА
Путеводитель по сайту
Координаты и Ваши письма

РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЧС: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ
Итоги конференции НРА

Н.И. Гормакова, Ведущий редактор журнала «Электросвязь»

В информационном обществе радиочастотный спектр (РЧС) рассматривается в качестве ценного ресурса. Его острый дефицит, особенно в наиболее освоенных и удобных для пользования диапазонах, а не отсутствие современной аппаратуры, стал основным препятствием для дальнейшего развития современных систем радиосвязи, радиовещания и телевидения.
Решение проблемы оптимизации использования радиочастотного ресурса в стране возможно только общими усилиями государственных органов, регулирующих его распределение и использование, операторов связи, разработчиков современных технологий, а также специалистов в области законодательства и права.
Обсуждению вопросов повышения эффективности использования национального частотного ресурса была посвящена конференция, проведенная Национальной радиоассоциацией (НРА) в конце июня 2002 г.

В работе конференции приняли участие более 100 человек – представители операторов связи, федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов государственной радиочастотной службы, таможенной службы, научно-исследовательских учреждений, ассоциаций, объединяющих пользователей РЧС, производителей и поставщиков радиоэлектронного оборудования, а также других организаций.

В докладах конференции, а их было более 30, обсуждались следующие проблемы:

  • роль и задачи Национальной радиоассоциации на современном этапе;
  • законодательная деятельность в области использования РЧС в России;
  • технология управления использованием РЧС в России и на международном уровне и тенденции ее развития;
  • нормативно-правовая база таможенного оформления радиоэлектронных средств (РЭС);
  • проблемы идентификации РЭС в ходе экспортно-импортного контроля органами Минобороны России;
  • результаты и проблемы оценки и обеспечения ЭМС РЭС радиосистем различного назначения.

Что касается роли и задач НРА на современном этапе, то, как отметил ее президент В.В. Бутенко, инерционность системы государственного частотного регулирования в ряде случаев не позволяет быстро и своевременно выделять необходимый частотный ресурс для создания систем связи. Это приводит к задержке их реализации и, соответственно, к экономическим потерям. К наиболее инерционным элементам системы регулирования можно отнести Таблицу распределения полос частот (ТРЧ) и регуляторные процедуры, поскольку они редко обновляются и зачастую неадекватны требованиям текущего времени.

Для снижения инерционности системы государственного регулирования и приведения ее в соответствие с требованиями передовых радиотехнологий необходимо упреждающее внесение изменений в ТРЧ и регуляторные процедуры. Исходя из этого главная задача НРА - обеспечение государственных органов частотного регулирования достоверными прогнозами потребностей в РЧС негосударственных пользователей частотным ресурсом и рекомендациями по его перераспределению в интересах развития передовых радиотехнологий и приведению в соответствие этому развитию национальной ТРЧ, а также регуляторных процедур. Деятельность НРА должна быть сосредоточена на изучении и обобщении законных и обоснованных интересов отечественных негосударственных пользователей национальным частотным ресурсом и представлении этих интересов в государственных органах частотного регулирования.

Правовая база государственного регулирования использования РЧС отражена в ряде разрозненных, зачастую не вполне увязанных нормативных документов, а также положениями статей 12 и 24 Федерального закона «О связи». Поэтому возникла необходимость установить закнодательно-правовую основу деятельности в области использования РЧС на территории России, определить полномочия и степень ответственности государственной власти по регулированию этой деятельности, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, использующих РЧС.

Все эти и другие вопросы отражены в двух законопроектах в области связи, подготовленных депутатами Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи, а также Правительством РФ. Основным направлениям законодательной деятельности в области связи Комитета ГД был посвящен доклад Е.В. Анисимовой.

Проблемы управления использованием РЧС в России и на международном уровне обсуждались в докладах представителей Минсвязи России, Главного радиочастотного центра (ГРЧЦ) и радиочастотных органов. В них особое внимание обращалось на состояние нормативно-правовой базы по использованию радиочастот и РЭС. От степени ее разработки во многом зависит длительность процедуры получения оператором разрешительных документов на использование радиочастот и ввод сетей связи в эксплуатацию. Решением этих вопросов занимается Государственная радиочастотная служба (ГРЧС) при Минсвязи. Одним из главных разрабатываемых ГРЧС документов, подготавливаемых к выпуску в рамках ГКРЧ, является Положение «О порядке назначения (присвоения) радиочастот в РФ для РЭС всех назначений», предусматривающее введение уведомительной процедуры согласования радиочастот, что должно существенно сократить его сроки. Кроме того, для совершенствования процесса присвоения радиочастот будет внедряться «одношаговая» процедура рассмотрения заявки, подразумевающая взаимодействие заявителей (от момента подачи заявки до получения разрешения на использование радиочастот) только органами ГРЧС.

Проводится также анализ частотных присвоений для высвобождения частот, находящихся в настоящее время в «бумажном» состоянии. Планируется разработка критерия загрузки РЧС, который позволит проанализировать загрузку существующих сетей и подготовить предложения по высвобождению не эффективно используемых частот.

Отмечалась также необходимость внедрения средств автоматизации процессов планирования и назначения радиочастот.

Обеспечению частотным ресурсом сетей сотовой связи были посвящены выступления представителей ассоциаций операторов сетей 3G, стандартов GSM, AMPS/D-AMPS, в которых также отмечалось, что сроки рассмотрения и согласования заявок на частоты и ввоз РЭС - старый, наболевший вопрос, требующий своего разрешения. В Ассоциации GSM, с учетом пожеланий операторов, разработана специальная программа мероприятий по обеспечению частотным ресурсом операторов сетей GSM и ряд конкретных предложений, которые должны быть отражены в новом нормативном документе по вводу в эксплуатацию объектов сотовой связи.

Рассматривались также проблемы, связанные с переводом сотовых сетей стандарта AMPS/D-AMPS в частотный диапазон 1710...1785 и 1805...1880 МГц для создания сетей стандарта GSM-1800. (Вопросы обеспечения частотным ресурсом сетей сотовой связи третьего поколения для их внедрения в России подробно изложены в статье, опубликованной в журнале «Электросвязь» № 4, 2002 г.).

Что касается изменения существующих норм, правил и процедур использования РЧС радиоэлектронными средствами различных служб на мировом уровне, то в последнее время возросла активность многих стран в их решении. Об этом свидетельствуют сложность и насыщенность вопросов, обсуждаемых на Всемирных конференциях радиосвязи (ВКР), которые проводятся с периодичностью два — три года, а не пять лет, как раньше. Решения, принимаемые на ВКР, могут существенно изменить условия функционирования действующих и планируемых к развертыванию отечественных РЭС. Поэтому возрастает роль оперативности и качества подготовительной работы к ВКР в рамках Рабочих Целевых групп Исследовательских комиссий МСЭ и Рабочих и Проектных групп СЕРТ, которые практически готовят и принимают Рекомендации Сектора радиосвязи МСЭ. В их работе активно участвуют и российские специалисты.

Нормативно-правовой базе таможенного оформления РЭС, а также совершенствованию процедур таможенного контроля был посвящен доклад Ю.Ю. Моисеева - представителя Государственного таможенного комитета (ГТК) РФ. В нем отмечалось, что государственная внешнеторговая политика (в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности») осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования. Для российской таможенной службы актуальным является вопрос применения современных информационных технологий при таможенном оформлении и таможенном контроле. Его решение будет способствовать сокращению времени, необходимого для таможенного оформления и контроля и оптимизации принятия решения. В планах ГТК России - обеспечение удаленного доступа таможенных органов к ресурсам ГТК, вышестоящих таможенных органов, к информационным системам Минтранса и МПС, Минэкономразвития, Минсвязи, МВД и Госстандарта России, а также внедрение электронной формы декларирования.

Одним из важных вопросов, непосредственно примыкающих к проблемам таможенного контроля, является идентификация органами Минобороны России принадлежности оборудования связи - объекта экспорта-импорта - к продукции военного (невоенного) назначения. Необходимость проведения подобной идентификации связана с решением задач министерства по обеспечению национальной безопасности. В докладе В.А. Баранова по данному вопросу были изложены порядок проведения экспертизы объекта экспорта (импорта) и выдачи заключения заявителю, приведен перечень необходимых документов от заявителя.

Немалое внимание в ходе конференции было уделено обсуждению проблем обеспечения ЭМС различных радиосистем. Так, развитие сетей подвижной радиосвязи (СПР) стандарта GSM-900 на территории Российской Федерации в условиях дефицита частотного ресурса привело к необходимости решения проблемы ЭМС между бортовым оборудованием радиотехнической системы ближней навигации (РСБН) и РЭС систем СПР. Улучшить электромагнитную обстановку в отдельных регионах можно путем оптимизации навигационного поля и рационального частотно-территориального планирования. Участникам конференции была предложена методика оценки качества каналов СПР стандарта GSM-900 в условиях совместного использования диапазона частот с РСБН.

Кроме того, были представлены результаты экспериментальных исследований влияния радиоизлучений ТВ передатчиков на приемные устройства РЛС и радиомаяков РСБН, а также измерений поляризационных характеристик диаграмм направленности антенн базовых станций СПР стандарта GSM-900.

В ряде докладов рассматривались проблемы обеспечения частотным ресурсом систем подвижной связи и беспроводного доступа и повышения эффективности его использования; перспективы использования диапазона 5 ГГц; пути повышения эффективности сетей CDMA и другие.

По итогам дискуссий и обсуждения докладов было сформулировано решение, в котором к основным направлениям деятельности заинтересованных организаций отнесены:

  • совершенствование законодательной базы в части управления использованием РЧС;
  • упрощение процедур выделения полос частот для ввоза, производства, развертывания радиосистем, а также назначения номиналов частот РЭС и выдачи разрешений на их эксплуатацию;
  • совершенствование тарифной политики на услуги ГРЧС;
  • упрощение процедур таможенного оформления ввоза РЭС в Россию;
  • формирование позиции Администрации связи России на ВКР-2003 с учетом интересов коммерческих операторов связи;
  • обеспечение частотным ресурсом сетей подвижной связи стандарта GSM, третьего поколения, спутниковых сетей;
  • решение проблем совмещения систем беспроводного доступа и РЭС других служб в различных диапазонах частот, а также частотного планирования при внедрении цифрового телевидения.

В заключение отметим, что за год, прошедший после проведения семинара по проблемам распределения и использования РЧС, в журнале «Электросвязь» был опубликован ряд статей, касающихся данных проблем (см. №№ 7, 9, 12 за 2001 г., №№ 3, 6 за 2002 г.).

Вернуться назад

Все права защищены © 2001– , НРА